Музейное дело – очень важное дело,
Живой показ явлений, фактов особенно
убеждает, особенно врезается в память,
толкает мысль…
Н.К. Крупская
Назначение материала: Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей, такие как:
Познавательное развитие: представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Одним из средств формирования начал коммуникативной компетентности у старших дошкольников является организация в группе мини-музея. Поэтому в группе был создан мини-музей под названием «В гостях у сказки». Для его создания был разработан проект.
Цель проекта: организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Задачи:
1. Образовательная:
–развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через обогащение воспитательно- образовательного процесса новыми формами работы;
- формирование у старших дошкольников представления о музее.
2. Развивающая:
– развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
3. Коммуникативная:
– развитие связной речи;
- умения общаться со сверстниками и взрослыми;
- умения вести себя в общественных местах;
4. Нравственная:
– воспитание уважения к труду взрослых;
- воспитание осознанно бережного отношения к культурному наследию народов, как к источнику художественно-литературного богатства;
Основные принципы работы в музее:
Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.
Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой.
Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее;
Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
Разнообразность: экспонаты музея разнообразны.
Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Партнёрство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.
Структура музея:
Разделы и экспонаты:
1 раздел: «Что за чудо эти сказки…»
Здесь мы соберём героев и предметы из разных сказок, которые любят знают дети: "Царевна-лягушка", "Колобок", "Три поросёнка", "Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке", «Красная Шапочка»…
2 раздел: «Чудо - дерево».
Используются карточки с загадками. Тексты записаны на карточках. Иллюстрации в картинках для самостоятельного сочинения и угадывания сказок.
3 раздел: «Сказочная мозаика».
Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, домино, настольно – печатные игры.
4 раздел: «Портретная галерея». В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома вместе с историей написания сказок и иллюстрациями к ним.
5 раздел: «Калейдоскоп сказок» - подобрана детская литература по различным жанрам разных поэтов и писателей.
Этапы проекта по созданию музея:
1. Подготовительный:
- обсуждение с родителями на родительском собрании идеи создания мини-музея в группе;
- определение темы и названия музея путём опроса воспитанников группы;
- сбор экспонатов для музея;
- разработка модели и определение места для музея, опираясь на принципы экологичности и безопасности;
- подбор методической литературы по теме музея, подбор настольно-печатных и дидактических игр;
- разработка последовательности экскурсий;
- формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.
2. Основной. Этап реализации проекта:
- создание мини-музея.
- определение темы и содержания экскурсии, составление плана экскурсии;
- целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия;
- общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы;
3.Обобщающий этап:
Презентация: представление мини-музея.
Вопросы:
- Что было сделано?
- Что понравилось больше всего? (субъективный выбор)
- Что нового узнали?
- Что хотели бы еще узнать?
- С кем можем поделиться полученными знаниями?
- Анкетирование родителей.
4. Деятельностный этап: функционирование мини-музея.
Важно, что в создании нашего мини-музея принимали участие как сами воспитанники, так и их семьи. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Схема построения работы в музее:
- Образовательная область « Речевое развитие»: обзорные экскурсии; рассказы детей; мини- экскурсии;
- Образовательная Область « Познавательное развитие»: рассматривание объектов; интегрированные занятия; конструирование;
- Образовательная Область « Художественно-эстетическое развитие»: занятия по лепке, рисованию, аппликации;
- Свободная деятельность детей: рассматривание экспонатов; рассматривание альбомов; самостоятельная продуктивная деятельность;
Взаимодействие с семьями воспитанников: участие в сборе экспонатов; изготовление экспонатов своими руками; изготовление коллажа.
Во время экскурсий по музею я провожу беседы с детьми с опорой на экспонаты того или иного раздела. Всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог.
Участвуя в экскурсиях, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Таким образом, реализация проекта по созданию мини-музея является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников.
План работы в мини – музее «В гостях у сказки».
январь – май 2017год.
Месяц. | Содержание работы. |
Январь | Анкетирование родителей. Выбор места. Подбор атрибутов. Обсуждение с детьми названия музея. Изготовление коллажа «По дорогам сказок», совместная деятельность детей и родителей, воспитателей. |
Февраль | Совместное творчество детей и родителей – изготовление экспонатов музея. Открытие музея, пригласить родителей. Изготовление альбома «Портретная галерея» (альбом пополняется в течении проекта). Первые экскурсии. |
Март | Оформление раздела «Чудо - дерево». Изготовление сказочного дерева с листочками – загадками. Пополнение новыми экспонатами. Пригласить детей подготовительной группы, для проведения экскурсии. |
Апрель | Пополнение материала по всем разделам. Пригласить детей средней группы, для проведения экскурсии. |
Май | «Литературная викторина». Закрытие музея на летние каникулы. Подведение итогов. Составление плана работы на новый учебный год. (Родители и воспитатели). Анкетирование. |
Список литературы:
1. Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Ребёнок и книга. СПб: Детство-Пресс, 1999.
2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство- Пресс, 1999.
4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003.
5. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
6. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
Коллаж сказок
Мини – музей «В гостях у сказки»
Разыгрываем сказки
Первые посетители
Портретная галерея